На Соборной площади Владимира уже 65 лет стоит 22-метровая стела, у основания которой с трёх сторон сидят величественные бронзовые фигуры: зодчий, взирающий на древние белокаменные Успенский и Дмитриевский соборы; воин, устремлённый взглядом к Золотым воротам, через которые владимирцы в разные эпохи шли защищать родину; и рабочий с моделью трактора на коленях, обращённый в сторону бывшего Владимирского тракторного завода. Того самого легендарного завода, который начал работу в апреле 1945 года и к 1980-м годам превратился в промышленного гиганта, поставлявшего тракторы по всему СССР и в 60 стран мира. В 1990-е годы завод с трудом пережил перестройку, а вот в 2000-е не справился с очередными структурными изменениями и в 2018 году был закрыт.
Жители Владимира молча горевали о завершении этого славного периода в истории города, ведь успех предприятия ковался усилиями нескольких поколений, и только бронзовый рабочий не отчаивался, ждал и смотрел в будущее с оптимизмом советского человека. И дождался. Когда монумент увидел предприниматель из Красноярска, владелец многопрофильных активов в сфере агробизнеса и председатель совета директоров ТД «Техноград» Сергей Матяш, размышлявший о том, стоит ли идти во Владимир с проектом по производству тракторов, его сомнения рассеялись: город, в котором трактор увековечили в памятнике, точно заинтересован в их производстве. А намерения у предпринимателя амбициозные: «приземлить» в России китайские тракторы с последующей глубокой локализацией, чтобы было что противопоставить практически тотальному импорту тракторов среднего класса мощности.
Жители Владимира молча горевали о завершении этого славного периода в истории города, ведь успех предприятия ковался усилиями нескольких поколений, и только бронзовый рабочий не отчаивался, ждал и смотрел в будущее с оптимизмом советского человека. И дождался. Когда монумент увидел предприниматель из Красноярска, владелец многопрофильных активов в сфере агробизнеса и председатель совета директоров ТД «Техноград» Сергей Матяш, размышлявший о том, стоит ли идти во Владимир с проектом по производству тракторов, его сомнения рассеялись: город, в котором трактор увековечили в памятнике, точно заинтересован в их производстве. А намерения у предпринимателя амбициозные: «приземлить» в России китайские тракторы с последующей глубокой локализацией, чтобы было что противопоставить практически тотальному импорту тракторов среднего класса мощности.

Сергей Матяш, инвестор проекта «Владимирский трактор»: «У нас будет много разных моделей, от 70 до 260 лошадиных сил. Это компактная, удобная техника, она подходит для всех видов полевых работ и транспортных операций в различных почвенно-климатических условиях»
Стартовые инвестиции в новый завод «Владимирский трактор» составят 4,5 млрд рублей, а первые несколько сотен тракторов сойдут с конвейера и отправятся к покупателям уже в этом году. Что это будут за машины, как формируется команда нового производства, почему китайские партнёры согласились поделиться технологиями с российской компанией — об этом рассказал Сергей Матяш:
— Сергей Викторович, как Владимир вообще попал в ваше поле зрения? От Красноярска это более трех тысяч километров.
— Все началось в прошлом году с нашего знакомства в Харбине с губернатором Владимирской области Александром Авдеевым. Во время визита Владимира Владимировича Путина в Китай правительственные делегации обсуждали возможные варианты реализации проекта по производству тракторов в разных регионах страны. И для меня в выборе региона большую роль сыграли желание и готовность губернатора Владимирской области участвовать в проекте. Александр Авдеев сказал мне, что сделает все, чтобы мы выбрали их территорию, поскольку для области это один из самых значимых проектов. На стадиях подготовки проекта и заключения с правительством РФ СПИКа (специального инвестиционного контракта между инвестором и государством), нацеленного именно на создание нового производства колесных тракторов, конкурентоспособного на мировом уровне, мы убедились, что нам действительно оказывают всевозможную поддержку. И первый заместитель губернатора Александр Ремига, и сам губернатор лично занимаются проектом. Конечно, мы посмотрели другие площадки, другие условия, которые предлагают регионы, но остановили свой выбор на Владимире. Немаловажную роль сыграла и возможность найма нужного персонала.
— Во Владимире сохранились тракторостроители?
— Сейчас наша главная задача — собрать профессиональную команду, которая сможет возродить то, что, к сожалению, за годы было упущено в технологическом плане. Для машиностроительного завода нужны специалисты с опытом работы на аналогичном производстве, таких в стране сейчас немного по понятным причинам. Когда мы стали общаться с жителями Владимирской области, приглашать на работу конструкторов, инженеров, руководителей производства, мы увидели, что такие кадры здесь есть, и многие согласились принять участие в проекте. Это поколение людей, которые в конце 1990-х — начале 2000-х получили хорошее образование и только начали работать на производстве, как машиностроение стало разваливаться у них на глазах.
Формирование штата происходит прямо сейчас, и мне очень нравится команда, которая собирается. Ценно то, что для людей на первом месте стоит сам факт запуска завода. Во время собеседований они сразу же переходили к обсуждению технических вопросов, предлагали свои решения — что нужно делать, какие этапы запускать по очереди, сколько усилий приложить. Многие из них смогли получить хороший опыт работы на других предприятиях страны, но у них осталось желание вернуться в родной город и создать современное тракторное производство. Например, таким человеком является Борис Голев, который возглавил завод. Он родом из Владимира, работал в компании «Ростсельмаш» в Ростове-на-Дону главным конструктором машин, запускал в производство современные модели, сотрудничал с университетами, имеет правительственные награды. Он опытный специалист, который теперь возвращается домой, чтобы строить тракторное производство. Так что мы не только возрождаем завод, но и возвращаем умы во Владимирскую область.
Формирование штата происходит прямо сейчас, и мне очень нравится команда, которая собирается. Ценно то, что для людей на первом месте стоит сам факт запуска завода. Во время собеседований они сразу же переходили к обсуждению технических вопросов, предлагали свои решения — что нужно делать, какие этапы запускать по очереди, сколько усилий приложить. Многие из них смогли получить хороший опыт работы на других предприятиях страны, но у них осталось желание вернуться в родной город и создать современное тракторное производство. Например, таким человеком является Борис Голев, который возглавил завод. Он родом из Владимира, работал в компании «Ростсельмаш» в Ростове-на-Дону главным конструктором машин, запускал в производство современные модели, сотрудничал с университетами, имеет правительственные награды. Он опытный специалист, который теперь возвращается домой, чтобы строить тракторное производство. Так что мы не только возрождаем завод, но и возвращаем умы во Владимирскую область.
— А что вы скажете о предложенной производственной площадке в городе, она подходит для нового завода?
— Завод расположен на новой площадке — в промтехнопарке «Столетов», на территории бывшего завода «Точмаш». Площадка удобная, со всеми необходимыми коммуникациями для производственных мощностей, что позволит нам в короткие сроки реализовать первый этап. На нашем заводе мы планируем запустить полноценное производство с высокой долей локализации компонентов. Все начинается со сборки. Дальнейшее развитие предполагает переход на более сложные технологические переделы, лазерный раскрой, гибку, сварку, механическую обработку, окраску и другие специализированные технологии. И мы запланировали внедрять это постепенно, год за годом, шаг за шагом увеличивая степень локализации.
Сейчас мы оформляем и адаптируем готовые площади под первый этап — сборку, далее предусмотрено самостоятельное производство кабин и мостов для тракторов, а затем мы приступим к изготовлению трансмиссий. Для первого этапа — сборки — существующих площадей достаточно, для последующих мы будем проектировать производственный комплекс с нуля. Мы создаём завод замкнутого цикла, поточное производство, чтобы поддерживать конкурентоспособную стоимость трактора, — по такой же модели работают наши партнёры в Китае. Как мы видим, успешно.
Мы планируем запустить полноценное производство с высокой долей локализации компонентов. Все начинается со сборки, до конца этого года мы планируем выпустить более 500 машин. Далее предусмотрено самостоятельное производство кабин и мостов для тракторов, а затем мы приступим к изготовлению трансмиссий
Сейчас мы оформляем и адаптируем готовые площади под первый этап — сборку, далее предусмотрено самостоятельное производство кабин и мостов для тракторов, а затем мы приступим к изготовлению трансмиссий. Для первого этапа — сборки — существующих площадей достаточно, для последующих мы будем проектировать производственный комплекс с нуля. Мы создаём завод замкнутого цикла, поточное производство, чтобы поддерживать конкурентоспособную стоимость трактора, — по такой же модели работают наши партнёры в Китае. Как мы видим, успешно.
Мы планируем запустить полноценное производство с высокой долей локализации компонентов. Все начинается со сборки, до конца этого года мы планируем выпустить более 500 машин. Далее предусмотрено самостоятельное производство кабин и мостов для тракторов, а затем мы приступим к изготовлению трансмиссий